Программа формирования культуры здорового

 и безопасного образа жизни

           

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

-       Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

-       СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

-       Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

-       Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

-       О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

-       Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

-       Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

-       Концепция УМК «Школа России».

-       Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

-       неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

-       факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

-       активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

-       особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью. 

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

-       сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

-       научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

-       научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

-       сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

-       сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

-       дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

-       дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

-       обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

-       сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

-       сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

-       сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы 

 

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

Организация рационального питания

В школе организованы горячие обеды и завтраки (1-5 классы) .100% учащихся охвачены горячим питанием, 32 учащихся из многодетных семей и 8 – из малообеспеченных семей получают бесплатное питание.

 

Площадь школьной столовой рассчитана на 40 мест, что позволяет обеспечить  горячими завтраками (1-5 класс) и горячими обедами(1-9 класс)  по специально разработанному графику питание классами во время перемен: 6-9 классы после 3 урока, 1-5 классы - после 4 урока.

Технологическое и холодильное оборудование находится в удовлетворительном состоянии.

Санитарно - гигиеническое обеспечение  безопасности питания осуществляется на основании постановления 34654 от 22.05.03г «О введении в действие правил и нормативов САНПИН 2.3.2.1324-03».

Работники столовой выполняют гигиенические требования к срокам  годности и условиям хранения пищевых продуктов в соответствии с правилом 2.3.2. «Продовольственные и пищевые продукты», а также приложение №1-5  к СанПиН 2.3.2. 1324-03 «Условия хранения, сроки годности особо скоропортящихся продуктов при температуре (4+-/2 град. С°).

       Продукты транспортируются в соответствии с правилами 3.4. №Требования к транспортировке пищевых продуктов»  (СанПиН 2.3.2. 1324-03).

       Производство продукции осуществляется в соответствии с установленным порядком и на технологическом оборудовании, отвечающим требованиям нормативной документации.

Организация общественного питания  соответствует санитарно-эпидемиологическим  требованиям к организации  общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6. 1079-01).

Требования к соблюдению правил личной гигиены сотрудниками пищеблока

К работе на пищеблок допущены лица, прошедшие медосмотр. Персонал пищеблока соблюдает правила личной гигиены.

Требования  к санитарному состоянию и содержанию столовой

Уборку столовой производят после каждого посещения детьми. После каждого приема пищи столы моют горячей водой с мылом или содой. Освобожденная от остатков пищи посуда моется в воде 65-70 С° с добавлением моющих средств, дезинфицируется. Ополаскивается проточной водой.

  В школе работает оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованные  необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

.

 

Санитарно-эпидемические мероприятия

 Медицинскими работниками Киршонского ФАП проводятся все плановые прививки обучающимся (кроме учащихся с  мед. отводом по состоянию здоровья ), всем учащимся с 1класса по 9класс.

Профилактические прививки проводятся  педагогическому коллективу:  против клещевого энцефалита, от  дифтерии (АДСМ), против кори, против гриппа.

В период эпидемии гриппа проводится витаминизация учащихся начальных классов.  

Проводится осмотр всех детей на педикулез и чесотку и обеспечено дальнейшее наблюдение за выявленными больными.

Еженедельно проводится контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся (режим освещения и проветривания).

Осуществляется ежедневный контроль организации питания,  технологией приготовления пищи, мытьем посуды, сроками реализации скоропортящихся продуктов, бракераж готовой пищи.

Регулярно проводится осмотр сотрудников пищеблока на гнойничковые заболевания, с последующей регистрацией  результатов осмотра в журнале.

Своевременно изолируются  инфекционные больные, производится осмотр детей, находившихся в контакте с инфекционным больным. Соблюдается санитарно-дезинфекционный режим в период карантина согласно приложению №7 СанПиНов 2.4.2.117-02. Проводится текущая дезинфекция помещений.

Санитарно-просветительская деятельность

Ежегодно классными руководителями проводятся    лекции и беседы для школьников по следующим темам:

«Клещевой энцефалит и как его избежать»;  «Здоровый образ жизни»;

«Профилактика педикулеза;

«Травматизм и оказание 1-ой помощи»;

«Инфекции, гуляющие всюду и везде» ;

«Когда мода во вред здоровью» ;

Профилактика острых кишечных заболеваний»; 

Проводятся беседы с техническим персоналом школы о санитарном состоянии школы; о личной гигиене технического персонала; о необходимых мерах профилактики инфекционных заболеваний школьников.

 

Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России». 

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом.

 В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?»,  «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

 При выполнении  упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют  разделы,  темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения. 

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи?  Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние?

В курсе «Основы православной культуры»  тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: (№26, 29 «Основы православной культуры»).

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности,  как на уроке, так и во внеурочной работе. 

 Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям  решается средствами всей системы учебников «Школа России»,  в течение всего учебно-воспитательного процесса.

 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

 

Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве школы

Учебный план в 1- 4 классах  определяет максимальный объем обязательной нагрузки обучающихся, не превышающей предельно допустимую, состоит из инвариантной и вариативной частей и соответствует требованиям СанПиНов.

В ООУ имеется программа производственного контроля,  в рамках которой проведено лабораторное (бактериологическое, радиологическое, санитарно-химическое, измерения и исследование физических факторов, паразитологические и энтомологические) исследование. Санитарно-эпидемиологической экспертизой установлено,  что состояние соответствует государственным  санитарно-эпидемиологическим  правилам и нормам СанПиН  2.4.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», п.п. 2.6.1.; 2.6.2.; 2.3.23. Измеренные параметры микроклимата в учебных кабинетах соответствуют нормам п. 2.5. СанПиН  2.4.1178-02. Проведенный  смотр  работы школы по выполнению требований охраны труда, техники пожарной безопасности, электробезопасности, санитарно-гигиенического режима, трудового законодательства признан удовлетворительным. Систематически контролируется процесс испытания спортивного инвентаря и вентиляционного оборудования в учебных помещениях.

 

Положительными эффектами контроля за  можно считать следующие факты:

-отсутствие нарушения по соблюдению размеров проходов и расстояний между партами, мебелью, оборудованием;

-маркировка мебели по Сан Пин;

-оборудование отдельным вентилированием (кроме системы вытяжной вентиляции) кабинеты  повышенной опасности, а также библиотека с читальным залом, столовая;

-фрамуги во всех учебных кабинетах функционируют круглый год;

-регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи оснащены  4 учебных кабинета;

-организована работа группы  продленного дня.

 

Использование   здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Широкое применение  на уроках в начальных классах, а также на уроках физической культуры в 1- 6 классах нашли пальчиковые игры и  специально организованная предметная  деятельность: шнурование  обуви, специальных рамок; нанизывание предметов, собирание мозаики и т.д., способствующие не только оздоровлению организма, но и развитию мелкой моторики и речи школьников.

.

 

Учителя придерживаются гигиенических принципов построения урока

Физкультминутки в оптимальном объеме проводятся на всех обследуемых уроках в начальной школе. Физминутки проводятся с целью профилактики утомления, нарушения осанки, ухудшения зрения и т.д. индикатором рациональности проведенного урока является момент наступления утомления, определяемый учителем по снижению учебной активности, возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у большинства школьников.

Количество видов деятельности на уроках варьируется от 3-до 7. причем учителя четко выдерживают паузу между сменой деятельности (7-10 минут), что обеспечивает физиологически оптимального «переключения».

В основном, педагогический коллектив рационально использует методы преподавания, применяя не менее трех методов в уроке, которые чередуются каждые 10-15 минут.

Большое внимание на уроке уделяют учителя чередованию рабочей позы, как необходимого компонента гигиенически рационального учебного процесса.

Таким образом, гигиенически оптимальная организация урока является реальным механизмом управления здоровья школьников в процессе обучения, не требующим особых материальных затрат и зависящими от человеческого фактора.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.  Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения  учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения:  в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений  знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал,  связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Для реализации задач и содержания работ, предусматриваемых п.1.2 и 1.3, кабинет информатики оснащается материальными средствами согласно "Перечням технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники"

Учебное оборудование для компьютерного класса и учебно-наглядные пособия для компьютерного класса приобретаются школами в установленном порядке в соответствии с "Перечнем технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники всех типов учебных заведений".

Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики  обеспечивает свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту учащихся.

Кабинет информатики оборудуется:

-       Классной  доской

-       Экраном

-       Шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.

-       МФУ

-       сетевое оборудование, в т.ч. для выхода в интернет

-       -проектором.

Диски с программным материалом хранятся в сейфе.

Число рабочих мест для учащихся 8, в зависимости от наполняемости классов. На рабочем месте предусматривается работа одного.

Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за видео-дистанционной техникой зависит от их возраста, но не должно превышать:

-       для обучающихся I кл - 10 мин;

-       для обучающихся II - V кл. - 15 мин;

После установленной выше длительности работы должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.

 

Занятия в кружках с использованием ИКТ и мультимединых технологий должны проводиться не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью:  для учащихся II - V кл. (7-10 лет) - не более 60 мин.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития обучающихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход  детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте) к учебной.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные воспитательные  программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. 

Система дополнительного образования построена по физкультурно-оздоровительному направлению.

На базе школы работает спортивная секция по волейболу (2-9 классы).

Систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуется через проведение классных тематических часов, участие в районном конкурсе «Безопасное колесо», организацию «Дня защиты детей».

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями). 

Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

-       проведение соответствующих лекций, семинаров ;

-       привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

-       создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

Примерная тематика бесед с родителями

Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Особенности физического развития младших школьников.

Гигиена мальчиков и гигиена девочек.

Основные принципы режима для младшего школьника.

Гигиенические требования к детской одежде и обуви.

Гигиена питания.

Физическое воспитание детей в семье.

Закаливание.

Активный отдых младших школьников.

Режим просмотра телевизора.

Половое воспитание детей младшего школьного возраста.

Профилактика бытового травматизма.

Профилактика пищевых отравлений.

Профилактика уличного травматизма.

 

Оценка эффективности реализации программы ( по итогам года)

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

№пп

Критерии оценки эффективности

0-1-2

1

Находят ли отражение в целях и задачах воспитательно-образовательной

программы актуальность, социальная и педагогическая целесообразность мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 

2

Наличие целостной системы формирования культуры здоровья обучающихся, воспитанников:

-       последовательная и непрерывная система обучению здоровью на различных этапах обучения;

-       интегративный и межведомственный подход к решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья в образовательных учреждениях;

-       высокий уровень санитарно-гигиенической и просветительской работы;

-       формирование культуры досуга и отдыха.

 

3

Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства:

-       отсутствие перегрузок;

-       выполнение санитарно-гигиенических нормативов;

-       использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

-       воспитание у учащихся культуры здоровья, т. е. формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

 

4

Сформированность культуры здоровья у педагогического состава: профессиональная подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

 

5

Психолого-педагогические факторы:

-  психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

-  стиль педагогического общения учителя с учащимися;

-  характер проведения опросов , проблема оценок;

-  степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);

-  особенность работы с «трудными подростками в классе»;

-  состояние здоровья учителей, их образ жизни и отношение к своему здоровью.

 

6

Физическое воспитание и двигательная активность обучающихся.

 

7

Совместная работа школы и родителей: привлечение к проблемам школы (тематические лекции, стенды, брошюры, тренинги, мероприятия и т. п.).

 

8

Эффективность работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

-  обоснованные показатели динамики улучшения здоровья обучающихся;

-  уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);

-  удовлетворенность школой детей, родителей и педагогов

-  комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья.

 

 

Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. В внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

В системе профилактической работы школы по формированию культуры здоровья обучающихся  ежегодно проводится  блок мероприятий, направленный на выявление знаний обучающихся о сохранении и укреплении здоровья.

-       Комплекс мероприятий, посвященных «Всемирному Дню Борьбы с курением»

-       Конкурс плакатов, стенгазет «Что такое курение?»

-        «Курение – это вредная привычка или дань моде?»

-       Диспут  «Влияние вредных привычек на организм человека»

-       Просмотр фильмов о вреде курения и алкоголя

-       Тематические классные часы «Профилактика вредных привычек» В летнее время вовлечены в досуговую деятельность оздоровительного лагеря  (30 чел.)

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ

 

МОУ «Киршонская основная общеобразовательная школа»

 

                                                                                Утверждаю:

                                                                                Директор школы:          Гавшина Т.Р.                                                         

 

 

 

 

Программа «Здоровье»

на 2011-2015 уч.год

 

 

 

                                                                Составила: Макарова Елена Владимировна

                                                       старшая вожатая МОУ «Киршонская  ООШ »

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.

Необходимость преодоления этой тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения и нации в целом все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его соци

Конструктор сайтов - uCoz