Программа формирования культуры здорового
и безопасного образа жизни
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
- Концепция УМК «Школа России».
- Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Направления реализации программы
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.
Организация рационального питания
В школе организованы горячие обеды и завтраки (1-5 классы) .100% учащихся охвачены горячим питанием, 32 учащихся из многодетных семей и 8 – из малообеспеченных семей получают бесплатное питание.
Площадь школьной столовой рассчитана на 40 мест, что позволяет обеспечить горячими завтраками (1-5 класс) и горячими обедами(1-9 класс) по специально разработанному графику питание классами во время перемен: 6-9 классы после 3 урока, 1-5 классы - после 4 урока.
Технологическое и холодильное оборудование находится в удовлетворительном состоянии.
Санитарно - гигиеническое обеспечение безопасности питания осуществляется на основании постановления 34654 от 22.05.03г «О введении в действие правил и нормативов САНПИН 2.3.2.1324-03».
Работники столовой выполняют гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов в соответствии с правилом 2.3.2. «Продовольственные и пищевые продукты», а также приложение №1-5 к СанПиН 2.3.2. 1324-03 «Условия хранения, сроки годности особо скоропортящихся продуктов при температуре (4+-/2 град. С°).
Продукты транспортируются в соответствии с правилами 3.4. №Требования к транспортировке пищевых продуктов» (СанПиН 2.3.2. 1324-03).
Производство продукции осуществляется в соответствии с установленным порядком и на технологическом оборудовании, отвечающим требованиям нормативной документации.
Организация общественного питания соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья (санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6. 1079-01).
Требования к соблюдению правил личной гигиены сотрудниками пищеблока
К работе на пищеблок допущены лица, прошедшие медосмотр. Персонал пищеблока соблюдает правила личной гигиены.
Требования к санитарному состоянию и содержанию столовой
Уборку столовой производят после каждого посещения детьми. После каждого приема пищи столы моют горячей водой с мылом или содой. Освобожденная от остатков пищи посуда моется в воде 65-70 С° с добавлением моющих средств, дезинфицируется. Ополаскивается проточной водой.
В школе работает оснащенный спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
.
Санитарно-эпидемические мероприятия
Медицинскими работниками Киршонского ФАП проводятся все плановые прививки обучающимся (кроме учащихся с мед. отводом по состоянию здоровья ), всем учащимся с 1класса по 9класс.
Профилактические прививки проводятся педагогическому коллективу: против клещевого энцефалита, от дифтерии (АДСМ), против кори, против гриппа.
В период эпидемии гриппа проводится витаминизация учащихся начальных классов.
Проводится осмотр всех детей на педикулез и чесотку и обеспечено дальнейшее наблюдение за выявленными больными.
Еженедельно проводится контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся (режим освещения и проветривания).
Осуществляется ежедневный контроль организации питания, технологией приготовления пищи, мытьем посуды, сроками реализации скоропортящихся продуктов, бракераж готовой пищи.
Регулярно проводится осмотр сотрудников пищеблока на гнойничковые заболевания, с последующей регистрацией результатов осмотра в журнале.
Своевременно изолируются инфекционные больные, производится осмотр детей, находившихся в контакте с инфекционным больным. Соблюдается санитарно-дезинфекционный режим в период карантина согласно приложению №7 СанПиНов 2.4.2.117-02. Проводится текущая дезинфекция помещений.
Санитарно-просветительская деятельность
Ежегодно классными руководителями проводятся лекции и беседы для школьников по следующим темам:
«Клещевой энцефалит и как его избежать»; «Здоровый образ жизни»;
«Профилактика педикулеза;
«Травматизм и оказание 1-ой помощи»;
«Инфекции, гуляющие всюду и везде» ;
«Когда мода во вред здоровью» ;
Профилактика острых кишечных заболеваний»;
Проводятся беседы с техническим персоналом школы о санитарном состоянии школы; о личной гигиене технического персонала; о необходимых мерах профилактики инфекционных заболеваний школьников.
Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России».
Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние?
В курсе «Основы православной культуры» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: (№26, 29 «Основы православной культуры»).
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков.
Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.
3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве школы
Учебный план в 1- 4 классах определяет максимальный объем обязательной нагрузки обучающихся, не превышающей предельно допустимую, состоит из инвариантной и вариативной частей и соответствует требованиям СанПиНов.
В ООУ имеется программа производственного контроля, в рамках которой проведено лабораторное (бактериологическое, радиологическое, санитарно-химическое, измерения и исследование физических факторов, паразитологические и энтомологические) исследование. Санитарно-эпидемиологической экспертизой установлено, что состояние соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.4.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», п.п. 2.6.1.; 2.6.2.; 2.3.23. Измеренные параметры микроклимата в учебных кабинетах соответствуют нормам п. 2.5. СанПиН 2.4.1178-02. Проведенный смотр работы школы по выполнению требований охраны труда, техники пожарной безопасности, электробезопасности, санитарно-гигиенического режима, трудового законодательства признан удовлетворительным. Систематически контролируется процесс испытания спортивного инвентаря и вентиляционного оборудования в учебных помещениях.
Положительными эффектами контроля за можно считать следующие факты:
-отсутствие нарушения по соблюдению размеров проходов и расстояний между партами, мебелью, оборудованием;
-маркировка мебели по Сан Пин;
-оборудование отдельным вентилированием (кроме системы вытяжной вентиляции) кабинеты повышенной опасности, а также библиотека с читальным залом, столовая;
-фрамуги во всех учебных кабинетах функционируют круглый год;
-регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи оснащены 4 учебных кабинета;
-организована работа группы продленного дня.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Широкое применение на уроках в начальных классах, а также на уроках физической культуры в 1- 6 классах нашли пальчиковые игры и специально организованная предметная деятельность: шнурование обуви, специальных рамок; нанизывание предметов, собирание мозаики и т.д., способствующие не только оздоровлению организма, но и развитию мелкой моторики и речи школьников.
.
Учителя придерживаются гигиенических принципов построения урока
Физкультминутки в оптимальном объеме проводятся на всех обследуемых уроках в начальной школе. Физминутки проводятся с целью профилактики утомления, нарушения осанки, ухудшения зрения и т.д. индикатором рациональности проведенного урока является момент наступления утомления, определяемый учителем по снижению учебной активности, возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у большинства школьников.
Количество видов деятельности на уроках варьируется от 3-до 7. причем учителя четко выдерживают паузу между сменой деятельности (7-10 минут), что обеспечивает физиологически оптимального «переключения».
В основном, педагогический коллектив рационально использует методы преподавания, применяя не менее трех методов в уроке, которые чередуются каждые 10-15 минут.
Большое внимание на уроке уделяют учителя чередованию рабочей позы, как необходимого компонента гигиенически рационального учебного процесса.
Таким образом, гигиенически оптимальная организация урока является реальным механизмом управления здоровья школьников в процессе обучения, не требующим особых материальных затрат и зависящими от человеческого фактора.
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Для реализации задач и содержания работ, предусматриваемых п.1.2 и 1.3, кабинет информатики оснащается материальными средствами согласно "Перечням технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники"
Учебное оборудование для компьютерного класса и учебно-наглядные пособия для компьютерного класса приобретаются школами в установленном порядке в соответствии с "Перечнем технических средств, учебно-наглядных пособий и мебели для кабинетов вычислительной техники всех типов учебных заведений".
Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики обеспечивает свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту учащихся.
Кабинет информатики оборудуется:
- Классной доской
- Экраном
- Шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.
- МФУ
- сетевое оборудование, в т.ч. для выхода в интернет
- -проектором.
Диски с программным материалом хранятся в сейфе.
Число рабочих мест для учащихся 8, в зависимости от наполняемости классов. На рабочем месте предусматривается работа одного.
Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за видео-дистанционной техникой зависит от их возраста, но не должно превышать:
- для обучающихся I кл - 10 мин;
- для обучающихся II - V кл. - 15 мин;
После установленной выше длительности работы должен проводиться комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием ИКТ и мультимединых технологий должны проводиться не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся II - V кл. (7-10 лет) - не более 60 мин.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития обучающихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
5. Реализация дополнительных образовательных программ
В школе созданы и реализуются дополнительные воспитательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Система дополнительного образования построена по физкультурно-оздоровительному направлению.
На базе школы работает спортивная секция по волейболу (2-9 классы).
Систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуется через проведение классных тематических часов, участие в районном конкурсе «Безопасное колесо», организацию «Дня защиты детей».
6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Складывающаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
- проведение соответствующих лекций, семинаров ;
- привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
- создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.
Примерная тематика бесед с родителями
Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Особенности физического развития младших школьников.
Гигиена мальчиков и гигиена девочек.
Основные принципы режима для младшего школьника.
Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
Гигиена питания.
Физическое воспитание детей в семье.
Закаливание.
Активный отдых младших школьников.
Режим просмотра телевизора.
Половое воспитание детей младшего школьного возраста.
Профилактика бытового травматизма.
Профилактика пищевых отравлений.
Профилактика уличного травматизма.
Оценка эффективности реализации программы ( по итогам года)
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
№пп | Критерии оценки эффективности | 0-1-2 |
1 | Находят ли отражение в целях и задачах воспитательно-образовательной программы актуальность, социальная и педагогическая целесообразность мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. |
|
2 | Наличие целостной системы формирования культуры здоровья обучающихся, воспитанников: - последовательная и непрерывная система обучению здоровью на различных этапах обучения; - интегративный и межведомственный подход к решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья в образовательных учреждениях; - высокий уровень санитарно-гигиенической и просветительской работы; - формирование культуры досуга и отдыха. |
|
3 | Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства: - отсутствие перегрузок; - выполнение санитарно-гигиенических нормативов; - использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; - воспитание у учащихся культуры здоровья, т. е. формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье. |
|
4 | Сформированность культуры здоровья у педагогического состава: профессиональная подготовленность педагогов по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. |
|
5 | Психолого-педагогические факторы: - психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; - стиль педагогического общения учителя с учащимися; - характер проведения опросов , проблема оценок; - степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска); - особенность работы с «трудными подростками в классе»; - состояние здоровья учителей, их образ жизни и отношение к своему здоровью. |
|
6 | Физическое воспитание и двигательная активность обучающихся. |
|
7 | Совместная работа школы и родителей: привлечение к проблемам школы (тематические лекции, стенды, брошюры, тренинги, мероприятия и т. п.). |
|
8 | Эффективность работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: - обоснованные показатели динамики улучшения здоровья обучающихся; - уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики); - удовлетворенность школой детей, родителей и педагогов - комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья. |
|
Развиваемые у обучающихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. В внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
В системе профилактической работы школы по формированию культуры здоровья обучающихся ежегодно проводится блок мероприятий, направленный на выявление знаний обучающихся о сохранении и укреплении здоровья.
- Комплекс мероприятий, посвященных «Всемирному Дню Борьбы с курением»
- Конкурс плакатов, стенгазет «Что такое курение?»
- «Курение – это вредная привычка или дань моде?»
- Диспут «Влияние вредных привычек на организм человека»
- Просмотр фильмов о вреде курения и алкоголя
- Тематические классные часы «Профилактика вредных привычек» В летнее время вовлечены в досуговую деятельность оздоровительного лагеря (30 чел.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
МОУ «Киршонская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор школы: Гавшина Т.Р.
Программа «Здоровье»
на 2011-2015 уч.год
Составила: Макарова Елена Владимировна
старшая вожатая МОУ «Киршонская ООШ »
Пояснительная записка
Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Необходимость преодоления этой тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения и нации в целом все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его соци