Образовательная программа
Муниципального общеобразовательного учреждения «Киршонская основная общеобразовательная школа».
2010/2011 учебный год
Пояснительная записка Образовательная программа школы отражает результаты осмысления педагогической практики обновления содержания школьного образования и определения на основе этого новых направлений его реализации, углубления и расширения.
Школа, являясь муниципальной образовательной школой, ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) способностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального, физического развития каждого ребенка.
В соответствии с этим, образовательная программа – это система мер по дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума.
Выше перечисленные принципы сориентированы:
- на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира;
- на свободное сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся друг с другом, учителей и родителей;
- на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным заведениям.
Поиск подходов к их практической реализации в школьной практике составляет ведущую цель образовательной программы школы.
Раздел 1. Предназначение школы и средства ее реализации.
1.Обоснование образовательной программы.
Перед школой в наше время стоит двойственная задача: она должна воспитывать человека одновременно и как способного менять самого себя и наличие бытие, и как понимающего и принимающего задачи наличного бытия, способного жить и общаться внутри него.
Эти две цели школьного образования можно обозначить как с одной стороны развитие личности, способной к творчеству, и, с другой стороны подготовки носителей социальной функции. Для достижения их в условиях муниципальной общеобразовательной школы чрезвычайно важно было осуществить отбор средств реализации каждой из них на всех ступенях обучения учащихся.
На 1-ой ступени обучения педагогический коллектив начальной школы призван:
- сформировать у детей желание и умение учиться;
- гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
- помочь школьникам приобрести опыт сотрудничества на основе положительной мотивации на учение;
- прочной базисной общеобразовательной подготовки школьников и введение специальных общеобразовательных программ.
На 2-ой ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:
- заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на 3-ей ступени обучения и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.
Все это определяет необходимость дальнейшего развития педагогической системы начальной школы путем:
- дифференциации педагогической работы с педагогическими кадрами на диагностической основе;
- формирование мониторинга образования;
- расширение использования новых учебно-методических комплексов для учителей и учащихся;
- использование технологии разноуровнего образования.
Обеспечение уровня образования, соответствующего современным требованиям в основной школе, достигается за счет использования альтернативных, как правило, лучших
государственных программ.
Условия, обеспечивающие учет индивидуальных и личностных особенностей учащихся на 2-ой ступени обучения реализуется за счет двух уровней индивидуализации. На внутриклассном уровне индивидуализация в основной школе осуществляется за счет дифференцированных заданий и дифференцированных психолого-педагогических воздействий на учащихся.
Резкое снижение успеваемости по сравнению с начальными классами в основной школе, начиная с 5 класса объясняется недостаточной работой учителей на 1-ой ступени обучения учащихся по формированию у них умения учиться, т.е. общеучебных умений и навыков.
Повышение качества образования учащихся 2-ой ступени обучения предполагает также необходимость построения адаптивной системы обучения путем использования дифференцированных межклассных образовательных программ.
Заказ родителей с целью дальнейшего развития системы школьного воспитания ориентирует школу на расширение системы кружковых занятий по интересам.
В соответствии с этим развитие системы воспитания в школе предполагает необходимость реализации ряда приоритетных направлений:
- формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью;
- социализация детей и подростков на основе педагогического сотрудничества учащихся, учителей и родителей в системе самоуправления.
Структура образовательной программы состоит из:
- Пояснительной записки;
- Описания целевого назначения и приоритетов образовательного процесса;
- Учебного плана школы;
- Перечня типовых учебных программ и учебников, утвержденных МО РФ ;
- Перечня рабочих программ, утвержденных школой.
Раздел 2. Описание «модели» выпускника школы.
Модель выпускника основной общеобразовательной школы определяется как «физически и психически здоровый, ответственный за поведение в обществе и природе гражданин, культурный, готовый к самореализации в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей, стремящихся к личностному росту».
У выпускника школы должны быть сформированы:
- достаточный уровень базовых знаний, необходимых для продолжения образования;
- грамотное и свободное владение устной и письменной речью;
- экологическая грамотность, понимание взаимосвязи человека с природой;
- знание основных достижений культуры;
- гуманистическое мировоззрение;
- знание способов рациональной работы, способность к самообразованию;
- интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования;
- создание познавательных интересов;
- способность использовать знания на практике;
- коммуникативные качества;
- честность, принципиальность, ответственность.
Таким образом, целью образования в школе является обеспечение овладения учащимися минимальным запасом необходимых знаний, умений, навыков и воспитание качеств личности, обеспечивающих ей полноценную духовно-практическую жизнедеятельность в современных условиях.
Раздел 3. Цели и задачи образовательного процесса.
Наиболее важным принципом организации школьного образовательного процесса является построение единой образовательной среды школы, соответствующей идее развития главных ее субъектов (учащихся и педагогов).
Таким образом, целью образования в школе является обеспечение овладения учащимися минимальным запасом необходимых знаний, навыков и воспитание качеств личности, обеспечивающих ей полноценную духовно-практическую жизнедеятельность в современных условиях.
Цель образовательной программы: Создать в школе образовательную среду, способствующую раскрытию учебных ресурсов учащихся и их реализацию.
Содержание деятельности педагогического коллектива ориентированно на психологическое, педагогическое и организационно-методическое обеспечение развития ученика и учителя.
Образовательная программа школы направлена на:
- Обеспечение целостности и всесторонности, гумманитаризации основного общего образования;
- Реализацию права детей на образование, соответствующее их способностям, и предпрофильную подготовку через оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса;
- создание благоприятных условий для духовного, физического и творческого развития учащихся;
- воспитание личности, умеющей творчески применять полученные знания, умения и навыки в созидательной деятельности, соответствующей его интересам и способностям;
- воспитание личности, способной к успешной социальной адаптации в сложном, меняющемся мире.
Нормативно-правовой базой образовательной программы является:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
- Устав школы;
- Лицензия образовательного учреждения.
Образовательная программа определяет:
- Цели содержание образовательного процесса, особенность их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
- Научно-методическую базу реализации учебных программ (типовых и адаптированных).
Образовательная программа регламентирует:
- Условия освоения образовательных программ;
- Диагностические процедуры объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;
- Организационно-педагогические условия реализации программ основного общего и дополнительного образования;
- Уровень элементарной грамотности учащихся 1-4 классов(начальное общее образование);
- Уровень элементарной грамотности учащихся 5-9 классов (основное общее образование).
Характеристика учащихся, к которым адресована данная программа:
- Возраст – 6,5-15 лет;
- В первый класс принимаются все дети, проживающие на территории МО «Киршонское», достигшие возраста 6,5 лет и не имеющие медицинских противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе;
- Уровень готовности пятиклассников к освоению программы основного общего образования: успешное овладение образовательной программой начального общего образования и наличие положительной мотивации к учению;
- состояние здоровья должно соответствовать 1,2,3 группам здоровья.
Продолжительность обучения в начальных классах – 4 года, в основной школе – 5 лет.
Приоритетные направления развития образования.
Главным звеном в образовательном процессе является обеспечение оптимальных для каждого ребенка условий для развития индивидуальных способностей. Направлениями деятельности учебно-воспитательного процесса можно считать:
- усиление личностной направленности образования;
- обновление содержания образования;
- расширение психологического обеспечения учебного процесса;
- совершенствование системы работы школы;
- создание единого воспитательного пространства.
Каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно, и требует не один год для достижения значимых результатов в работе по каждому из них. Поэтому на первом этапе работы педагогический коллектив поставил перед собой цель:
- развитие личности, способной к творчеству и самоопределению.
Достижение поставленной цели предполагает решение целого ряда задач:
- создать условия для овладения учащимися стандартами образования;
- представить возможность получения предпрофильного образования;
- работать над формированием социально-адаптированной личности;
- работать по претворению программ «Здоровье», «СДиВ», «Одаренные дети».
Специфика содержания образования.
Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени.
Нравственный потенциал.
- Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «товарищ».
- Внутренняя потребность выполнять правила для учащихся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников
- Обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.
Познавательный потенциал.
- Формирование основных умений и навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет).
- Формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие творческого мышления.
- Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.
Коммуникативный потенциал.
- Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать.
- Проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру.
Эстетический потенциал.
- Эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде.
- Наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физический потенциал.
- Соблюдение режима дня и правил личной гигиены.
- Осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
4.Учебный план и его обоснование.
Пояснительная записка
Целью разработки учебного плана является реализация конкретного содержания образовательной программы школы путем определения количества и названия учебных предметов, последовательности их изучения по классам, нормы учебного времени в часах в неделю на все учебные предметы, определения технологии управления, обучения и диагностики, определения организационно-педагогических условий.
Учебный план составлен на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312. Он реализует программы начального и основного общего образования для образовательных учреждений с родным языком обучения. Обучение и воспитание ведется на русском языке.
Учебный план составлен на основе концепции непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:
- гуманизации;
- гуманитаризации;
- непрерывность и поступательность;
- интеграции и дифференциации, оптимального соотношения вариативного и инвариативного компонентов.
Представленные в учебном плане образовательной области компоненты содержат учебный материал, способствует интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, а также формированию у учащихся умений и навыков познания и преобразования самих себя и окружающей действительности.
Учебный план – документ, в котором реализуется конкретное содержание путем определения количества и названия учебных предметов, последовательности на изучение по классам; нормы учебного времени в часах в неделю на все учебные предметы, на каждый учебный предмет в отдельности.
Цель учебного плана – модернизация учебного плана и на основе введения в его школьный компонент предметов общеразвивающего и предпрофильного характера с целью формирования всесторонне развитой личности, готовой к самоопределению.
Учебный план состоит следующих образовательных областей:
- филология;
- математика;
- естествознание;
- обществознание;
- искусство;
- технология;
- основы безопасности жизнедеятельности;
- физическая культура;
- основы православной культуры;
- региональный (регионально-национальный компонент);
- компонент образовательного учреждения.
Учебный план школы:
- Составлен на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312.
- Соответствует ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требованиям СП 2.4.782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждениях».
- Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством кадров с соответствующей квалификацией.
Раздел 5. Особенности организации образовательного процесса и применяемые в них технологии.
Основным проектируемым результатом освоения учебного плана является достижение выпускниками школы:
- уровня социальной зрелости, достаточной для их дальнейшего самоопределения;
- психологической и функциональной подготовленности к дальнейшему обучению в любом общеобразовательном учреждении;
- уровня социально и профессионально ориентированных личностей, психологически и функционально подготовленных к поступлению в любое учебно-профессиональное заведение по желанию и способностям.
Сроки освоения образовательной программы.
Учебнвй план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, для 5-9 классов – ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.
Учебный план включает федеральный, региональный (национально-региональный) компонент, а также компонент образовательного учреждения.
Учебный план начального звена
(приложение №1).
Начальное общее образование реализуется по модели 4-летней начальной школы.
Приоритетным направлением педагогической деятельности на данном этапе остается изучение иностранных языков (немецкого и английского).Преподавание ведется по программам и учебникам под редакцией Бим. В этом учебном году обучение началось со второго класса по 2 часа в неделю: во 2 классе – английский язык, 3-4 классах – немецкий язык. Начальная школа работает по учебному комплекту «Школа России».
Программа по русскому языку значительно расширяет объем знаний, умений и навыков, предусматривает постепенное усложнение лингвистических понятий курса с учетом возрастных особенностей детей. Начинают вводится такие элементы методики, как сопутствующее повторение, опережающее обучение, систематизация полученных знаний.
Программа по чтению предполагает следующее: формирование навыков осознанного восприятия художественного текста, постоянное совершенствование техники чтения, обучение выразительному чтению, развитие творческих способностей учащихся.
Программа по математике ставит перед учителем такие задачи:
-максимальное развитие логического мышления школьников, усиление практической направленности в преподавании предмета, формирование осознанных, прочных навыков вычислений, формирование умений и навыков решения задач и уравнений. В связи с этим переданы часы школьного компонента во 2-4 классах в количестве 1 часа на математику.
В соответствии с основными принципами дидактики учащиеся адаптированы на повышенный уровень обучения программы по другим предметам начальной школы: изобразительному искусству, музыке, трудовому обучению, физической культуре.
По физической культуре во 2-4 классах 1 час из школьного компонента выделен на проведение уроков по физической культуре.
Учебный план основного звена
(приложение №2).
Федеральный компонент для 5-9 классов определяет количество учебных часов на изучение предметов федерального компетенции.
Региональный (национально-региональный) компонент объединяет предметы региональной компетенции, часы по выбору (компонент образовательного учреждения).
К предметам регионального (национально-регионального) компонента относятся образовательные области:
- основы безопасности жизнедеятельности по 1 часу в 5,6 классах;
- физическая культура по 1 часу в ?-9 классах;
- информатика по 1 часу в 5-7 классах.
Компонент образовательного учреждения используется для проведения учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением:
- математика по 1 часу в 5-9 классах;
- русский язык по 1 часу в 7,8 классах и 2 часа в 9 классе;
- литература по 1 часу в 5-8 классах;
- физическая культура по 1 часу в 5,6 классах;
- технология по 1 часу в 8 классе и 2 часа в 9 классе как предпрофильный курс «Технология основных сфер профессиональной деятельности. Проектная деятельность».
Элективный курс – 2 часа отведены в целях углубления знаний, умений и навыков обучающихся 9 класса по предметам:
- русский язык и математика для подготовки к ЕГЭ.
Организационно-педагогические условия.
В Муниципальном общеобразовательном учреждении «Киршонская основная общеобразовательная школа» установлен следующий режимс занятий:
- Учебный год в школе начинается с 1 сентября. Продолжительность учебного года:
1 класс – 33 учебные недели;
2-9 классы – 34 недели;
1,9 классы – учебные занятия до 25 мая;
2-8 классы – до 30 мая.
- Продолжительность каникул – 30 календарных дней согласно Годового календарного графика на 2010/2011 учебный год (приложение №3).
- Продолжительность уроков для 2-9 классов – 45 минут;
- Продолжительность уроков для 1 класса – 35 минут;
- Режим работы определен шестидневной учебной неделей;
- Начало уроков – 9.00;
- Перемены между уроками – 10 минут; обеденные перерывы – 20 минут и 15 минут соответственно после 3 и 4 уроков;
- Дополнительные занятия проводятся после основного расписания согласно графика проведения консультаций для учащихся;
- Секции и кружки проводятся согласно графика проведения кружков и секций после основного расписания;
- Продолжительность каникул в течение учебного года суммарно равна 30 календарным дням, летом – 8 недель;
- Для обучающихся 1 класса в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы;
- Обучающиеся питаются в соответствии с утвержденным графиком.
Технология управления – классно-урочная.
Обучение. Определение годового объема часов позволяет перераспределить нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, индивидуализировать образовательные программы (формы – индивидуальные задания, беседы, уровневые задания, командные соревнования, творческие рефераты, проекты, научно-исследовательские работ).
Диагностические технологии представлены в форме:
- мониторинга участия детей в учебном процессе (контроль текущей успеваемости, предметные тестирования, олимпиады, конкурсы);
- мониторинг участия детей в воспитательном процессе (контроль внеурочной деятельности, рейтинг успешности класса, портфолио выпускника);
- психологической диагностики (систематическое изучение учебной мотивации учащихся, различные психологические тесты);
- социолого-педагогическая диагностика (изучение наличия домашних условий учащихся, материального положения и состава семей);
- контроль и учет знаний школьников (проверка ЗУН: срез знаний, административные, промежуточная аттестация, итоговая аттестация);
- мониторинг техники чтения;
- диагностика определения обученности;
- мониторинг воспитательной работы классного руководителя;
- мониторинг физкультурно-оздоровительной деятельности.
Раздел 6. Показатели реализации образовательной программы.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:
-проведение социологического исследования по удовлетворению образовательных потребностей учащихся и их родителей;
-внутришкольный контроль рациональности организации образовательного процесса, качественный анализ проведения предпрофильной подготовки, изучение перегрузки учащихся;
-комплексная и тематическая проверка качества образования, анализ и оценка на заседаниях при заместителе директора по учебно-воспитательной работе, директора, на заседаниях ШМО и методического совета, педагогического совета;
-мониторинг образовательного процесса по уровню качества, обученности, общественной активности (результат качества обучения, достижения обучающихся на различных уровнях);
-экспертная оценка уровня педагогической деятельности педагогов на уровне школьной, районной, республиканской комиссии;
-организация творческих отчетов, презентация достижений;
-поступление выпускников в учебные заведения.
Формы аттестации достижений учащихся.
В рамках настоящей образовательной программы в школе используются различные формы аттестации учебных результатов и достижений учащихся. Учет результативности обучения осуществляется традиционными формами оценки (текущая успеваемость, рубежный контроль, контрольные и тестовые работы, зачеты), организуемые в соответствии с календарно-тематическим планированием по предмету и по плану контроля и рководства администрации.
Ожидаемый результат учащихся также нетрадиционными методами оценки (олимпиады, конкурсы, игры, проекты, защита научно-исследовательских работ, научно-практическая конференция).
Система аттестации учащихся школы.
1 ступень | 2 ступень |
Определение обязательных результатов обучения | |
-текущая успеваемость учащихся, отражаемая в журнале; -промежуточная аттестация и анализ ее результатов проводится в соответствии с тематическим планированием учителей; -самостоятельные, лабораторные и практические работы; -тестовые работы; -работа по развитию речи; | |
Проверка техники чтения | Защита реферата Зачет Мониторинговые контрольные работы по основным предметам |
Итоговая аттестация учащихся осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации учащихся | |
| Итоговая аттестация за курс основной школы: -обязательные экзамены в форме ЕГЭ; -экзамены по выбору учащихся |
Раздел 7. Программно- методическое обеспечение образовательной программы.
Программно- методическое обеспечение представлено образовательными программами, реализуемыми в школе на разных ступенях образования, учебно-методическими комплектами в соответствии с составленными программами:
Начальное образование – Школа России
Основное образование – типовые программы.
Приложения:
1.Учебный план начального звена (приложение №1)
2.Учебный план основного звена (приложение №2)
3.Годовой календарный график (приложение №3)
1.Перечень рабочих программ по предметам (приложение №4)
2.Перечень Учебников (приложение №5).