Образовательная программа

Муниципального общеобразовательного учреждения «Киршонская основная общеобразовательная школа».

 

                                                                      2010/2011 учебный год

 

                                     

                                                                      Пояснительная записка                                                                                                                                                                                                         Образовательная программа школы отражает результаты осмысления      педагогической практики обновления содержания школьного образования и определения на основе этого новых направлений его реализации, углубления и расширения.

Школа, являясь муниципальной образовательной школой, ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) способностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального, физического развития каждого ребенка.

В соответствии с этим, образовательная программа – это система мер по дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности и социума.

Выше перечисленные принципы сориентированы:

- на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира;

- на свободное сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся друг с другом, учителей и родителей;

- на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным    заведениям.

Поиск подходов к их практической реализации в школьной практике составляет ведущую цель образовательной программы школы.

 

Раздел 1. Предназначение школы и средства ее реализации.

 

1.Обоснование образовательной программы.

 

Перед школой в наше время стоит двойственная задача: она должна воспитывать человека одновременно и как способного менять самого себя и наличие бытие, и как понимающего и принимающего задачи наличного бытия, способного жить и общаться внутри него.

Эти две цели школьного образования можно обозначить как с одной стороны развитие личности, способной к творчеству, и, с другой стороны подготовки носителей социальной функции. Для достижения их в условиях муниципальной общеобразовательной школы чрезвычайно важно было осуществить отбор средств реализации каждой из них на всех ступенях обучения учащихся.

На 1-ой ступени обучения педагогический коллектив начальной школы призван:

- сформировать у детей желание и умение учиться;

- гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;

- помочь школьникам приобрести опыт сотрудничества на основе положительной мотивации на учение;

- прочной базисной общеобразовательной подготовки школьников и введение специальных общеобразовательных программ.

На 2-ой ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:

- заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на 3-ей ступени обучения и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.

Все это определяет необходимость дальнейшего развития педагогической системы начальной школы путем:

- дифференциации педагогической работы с педагогическими кадрами на диагностической основе;

- формирование мониторинга образования;

- расширение использования новых учебно-методических комплексов для учителей и учащихся;

- использование технологии разноуровнего образования.

Обеспечение уровня образования, соответствующего современным требованиям в основной школе, достигается за счет использования альтернативных, как правило, лучших

государственных программ.

Условия, обеспечивающие учет индивидуальных и личностных особенностей учащихся на 2-ой ступени обучения реализуется за счет двух уровней индивидуализации. На внутриклассном уровне индивидуализация в основной школе осуществляется за счет дифференцированных заданий и дифференцированных психолого-педагогических воздействий на учащихся.

Резкое снижение успеваемости по сравнению с начальными классами в основной школе, начиная с 5 класса объясняется недостаточной работой учителей на 1-ой ступени обучения учащихся по формированию у них умения учиться, т.е. общеучебных умений и навыков.

Повышение качества образования учащихся 2-ой ступени обучения предполагает также необходимость построения адаптивной системы обучения путем использования дифференцированных межклассных образовательных программ.

Заказ родителей с целью дальнейшего развития системы школьного воспитания ориентирует школу на расширение системы кружковых занятий по интересам.

В соответствии с этим развитие системы воспитания в школе предполагает необходимость реализации ряда приоритетных направлений:

- формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью;

- социализация детей и подростков на основе педагогического сотрудничества учащихся, учителей и родителей в системе самоуправления.

Структура образовательной программы состоит из:

- Пояснительной записки;

- Описания целевого назначения и приоритетов образовательного процесса;

- Учебного плана школы;

- Перечня типовых учебных программ и учебников, утвержденных МО РФ ;

- Перечня рабочих программ, утвержденных школой.

 

Раздел 2. Описание «модели» выпускника школы.

 

Модель выпускника основной общеобразовательной школы определяется как «физически и психически здоровый, ответственный за поведение в обществе и природе гражданин, культурный, готовый к самореализации в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей, стремящихся к личностному росту».

У выпускника школы должны быть сформированы:

- достаточный уровень базовых знаний, необходимых для продолжения образования;

- грамотное и свободное владение устной и письменной речью;

- экологическая грамотность, понимание взаимосвязи человека с природой;

- знание основных достижений культуры;

- гуманистическое мировоззрение;

- знание способов рациональной работы, способность к самообразованию;

- интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования;

- создание познавательных интересов;

- способность использовать знания на практике;

- коммуникативные качества;

- честность, принципиальность, ответственность.

Таким образом, целью образования в школе является обеспечение овладения учащимися минимальным запасом необходимых знаний, умений, навыков и воспитание качеств личности, обеспечивающих ей полноценную духовно-практическую жизнедеятельность в современных условиях.

 

Раздел 3. Цели и задачи образовательного процесса.

 

Наиболее важным принципом организации школьного образовательного процесса является построение единой образовательной среды школы, соответствующей идее развития главных ее субъектов (учащихся и педагогов).

Таким образом, целью образования в школе является обеспечение овладения учащимися минимальным запасом необходимых знаний, навыков и воспитание качеств личности, обеспечивающих ей полноценную духовно-практическую жизнедеятельность в современных условиях.

Цель образовательной программы: Создать в школе образовательную среду, способствующую раскрытию учебных ресурсов учащихся и их реализацию.

Содержание деятельности педагогического коллектива ориентированно на психологическое, педагогическое и организационно-методическое обеспечение развития ученика и учителя.

Образовательная программа школы направлена на:

- Обеспечение целостности и всесторонности, гумманитаризации основного общего образования;

- Реализацию права детей на образование, соответствующее их способностям, и предпрофильную подготовку через оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса;

- создание благоприятных условий для духовного, физического и творческого развития учащихся;

- воспитание личности, умеющей творчески применять полученные знания, умения и навыки в созидательной деятельности, соответствующей его интересам и способностям;

- воспитание личности, способной к успешной социальной адаптации в сложном, меняющемся мире.

 

Нормативно-правовой базой образовательной программы является:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Конвенция о правах ребенка;

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

- Устав школы;

- Лицензия образовательного учреждения.

 

Образовательная программа определяет:

- Цели содержание образовательного процесса, особенность их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

- Научно-методическую базу реализации учебных программ (типовых и адаптированных).

 

Образовательная программа регламентирует:

- Условия освоения образовательных программ;

- Диагностические процедуры объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;

- Организационно-педагогические условия реализации программ основного общего и дополнительного образования;

- Уровень элементарной грамотности учащихся 1-4 классов(начальное общее образование);

- Уровень элементарной грамотности учащихся 5-9 классов (основное общее образование).

 

Характеристика учащихся, к которым адресована данная программа:

- Возраст – 6,5-15 лет;

- В первый класс принимаются все дети, проживающие на территории МО «Киршонское», достигшие возраста 6,5 лет и не имеющие медицинских противопоказаний для обучения в общеобразовательной школе;

- Уровень готовности пятиклассников к освоению программы основного общего образования: успешное овладение образовательной программой начального общего образования и наличие положительной мотивации к учению;

- состояние здоровья должно соответствовать 1,2,3 группам здоровья.

Продолжительность обучения в начальных классах – 4 года, в основной школе – 5 лет.

 

                Приоритетные направления развития образования.

 

Главным звеном в образовательном процессе является обеспечение оптимальных для каждого ребенка условий для развития индивидуальных способностей. Направлениями деятельности учебно-воспитательного процесса можно считать:

- усиление личностной направленности образования;

- обновление содержания образования;

- расширение психологического обеспечения учебного процесса;

- совершенствование системы работы школы;

- создание единого воспитательного пространства.

Каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно, и требует не один год для достижения значимых результатов в работе по каждому из них. Поэтому на первом этапе работы педагогический коллектив поставил перед собой цель:

- развитие личности, способной к творчеству и самоопределению.

Достижение поставленной цели предполагает решение целого ряда задач:

- создать условия для овладения учащимися стандартами образования;

- представить возможность получения предпрофильного образования;

- работать над формированием социально-адаптированной личности;

- работать по претворению программ «Здоровье», «СДиВ», «Одаренные дети».

 

                          Специфика содержания образования.

 

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на начальной ступени.

Нравственный потенциал.

- Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «товарищ».

- Внутренняя потребность выполнять правила для учащихся, умение и стремление различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников

- Обретение опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, активное участие в процессе жизнедеятельности класса и школы.

Познавательный потенциал.

- Формирование основных умений и навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет).

- Формирование навыков самоконтроля учебных действий и развитие творческого мышления.

- Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию.

Коммуникативный потенциал.

- Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: говорить, слушать, сопереживать, сочувствовать.

- Проявление внимания и интереса к другим людям, окружающей природе, животному миру.

Эстетический потенциал.

- Эстетическое восприятие предметов и явлений в окружающей социальной и природной среде.

- Наличие индивидуального эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физический потенциал.

- Соблюдение режима дня и правил личной гигиены.

- Осознанное стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

 

 

4.Учебный план и его обоснование.

 

Пояснительная записка

 

Целью разработки учебного плана является реализация конкретного содержания образовательной программы школы путем определения количества и названия учебных предметов, последовательности их изучения по классам, нормы учебного времени в часах в неделю на все учебные предметы, определения технологии управления, обучения и диагностики, определения организационно-педагогических условий.

Учебный план составлен на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312. Он реализует программы начального и основного общего образования для образовательных учреждений с родным языком обучения. Обучение и воспитание ведется на русском языке.

Учебный план составлен на основе концепции непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:

- гуманизации;

- гуманитаризации;

- непрерывность и поступательность;

- интеграции и дифференциации, оптимального соотношения вариативного и инвариативного компонентов.

Представленные в учебном плане образовательной области компоненты содержат учебный материал, способствует интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, а также формированию у учащихся умений и навыков познания и преобразования самих себя и окружающей действительности.

Учебный план – документ, в котором реализуется конкретное содержание путем определения количества и названия учебных предметов, последовательности на изучение по классам; нормы учебного времени в часах в неделю на все учебные предметы, на каждый учебный предмет в отдельности.

Цель учебного плана – модернизация учебного плана и на основе введения в его школьный компонент предметов общеразвивающего и предпрофильного характера с целью формирования всесторонне развитой личности, готовой к самоопределению.

Учебный план состоит следующих образовательных областей:

- филология;

- математика;

- естествознание;

- обществознание;

- искусство;

- технология;

- основы безопасности жизнедеятельности;

- физическая культура;

- основы православной культуры;

- региональный (регионально-национальный компонент);

- компонент образовательного учреждения.

 

Учебный план школы:

- Составлен на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312.

- Соответствует ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и требованиям СП 2.4.782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждениях».

-   Реализация учебного плана обеспечена необходимым количеством кадров с соответствующей квалификацией.

 

Раздел 5. Особенности организации образовательного процесса и применяемые в них технологии.

 

Основным проектируемым результатом освоения учебного плана является достижение выпускниками школы:

- уровня социальной зрелости, достаточной для их дальнейшего самоопределения;

- психологической и функциональной подготовленности к дальнейшему обучению в любом общеобразовательном учреждении;

- уровня социально и профессионально ориентированных личностей, психологически и функционально подготовленных к поступлению в любое учебно-профессиональное заведение по желанию и способностям.

 

Сроки освоения образовательной программы.

Учебнвй план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, для 5-9 классов – ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.

Учебный план включает федеральный, региональный (национально-региональный) компонент, а также компонент образовательного учреждения.

 

Учебный план начального звена

(приложение №1).

 

Начальное общее образование реализуется по модели 4-летней начальной школы.

Приоритетным направлением педагогической деятельности на данном этапе остается  изучение иностранных языков (немецкого и английского).Преподавание ведется по программам и учебникам под редакцией Бим. В этом учебном году обучение началось со второго класса по 2 часа в неделю: во 2 классе – английский язык, 3-4 классах – немецкий язык. Начальная школа работает по учебному комплекту «Школа России».

Программа по русскому языку значительно расширяет объем знаний, умений и навыков, предусматривает постепенное усложнение лингвистических понятий курса с учетом возрастных особенностей детей. Начинают вводится такие элементы методики, как сопутствующее повторение, опережающее обучение, систематизация полученных знаний.

Программа по чтению предполагает следующее: формирование навыков осознанного восприятия художественного текста, постоянное совершенствование техники чтения, обучение выразительному чтению, развитие творческих способностей учащихся.

Программа по математике ставит перед учителем такие задачи:

-максимальное развитие логического мышления школьников, усиление практической направленности в преподавании предмета, формирование осознанных, прочных навыков вычислений, формирование умений и навыков решения задач и уравнений. В связи с этим переданы часы школьного компонента во 2-4 классах в количестве 1 часа на математику.

В соответствии с основными принципами дидактики учащиеся адаптированы на повышенный уровень обучения программы по другим предметам начальной школы: изобразительному искусству, музыке, трудовому обучению, физической культуре.

По физической культуре во 2-4 классах 1 час из школьного компонента выделен на проведение уроков по физической культуре.

 

Учебный план основного звена

(приложение №2).

 

Федеральный компонент для 5-9 классов определяет количество учебных часов на изучение предметов федерального компетенции.

Региональный (национально-региональный) компонент объединяет предметы региональной компетенции, часы по выбору (компонент образовательного учреждения).

К предметам регионального (национально-регионального) компонента относятся образовательные области:

- основы безопасности жизнедеятельности по 1 часу в 5,6 классах;

- физическая культура по 1 часу в ?-9 классах;

- информатика по 1 часу в 5-7 классах.

Компонент образовательного учреждения используется для проведения учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением:

- математика по 1 часу в 5-9 классах;

- русский язык по 1 часу в 7,8 классах и 2 часа в 9 классе;

- литература по 1 часу в 5-8 классах;

- физическая культура по 1 часу в 5,6 классах;

- технология по 1 часу в 8 классе и 2 часа в 9 классе как предпрофильный курс «Технология основных сфер профессиональной деятельности. Проектная деятельность».

Элективный курс – 2 часа отведены в целях углубления знаний, умений и навыков обучающихся 9 класса по предметам:

- русский язык и математика для подготовки к ЕГЭ.

 

Организационно-педагогические условия.

 

В Муниципальном общеобразовательном учреждении «Киршонская основная общеобразовательная школа» установлен следующий режимс занятий:

- Учебный год в школе начинается с 1 сентября. Продолжительность учебного года:

1 класс – 33 учебные недели;

2-9 классы – 34 недели;

1,9 классы – учебные занятия до 25 мая;

2-8 классы – до 30 мая.

- Продолжительность каникул – 30 календарных дней согласно Годового календарного графика на 2010/2011 учебный год (приложение №3).

- Продолжительность уроков для 2-9 классов – 45 минут;

- Продолжительность уроков для 1 класса – 35 минут;

- Режим работы определен шестидневной учебной неделей;

- Начало уроков – 9.00;

- Перемены между уроками – 10 минут; обеденные перерывы – 20 минут и 15 минут соответственно после 3 и 4 уроков;

- Дополнительные занятия проводятся после основного расписания согласно графика проведения консультаций для учащихся;

- Секции и кружки проводятся согласно графика проведения кружков и секций после основного расписания;

- Продолжительность каникул в течение учебного года суммарно равна 30 календарным дням, летом – 8 недель;

- Для обучающихся 1 класса в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы;

- Обучающиеся питаются в соответствии с утвержденным графиком.

Технология управления – классно-урочная.

Обучение. Определение годового объема часов позволяет перераспределить нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, индивидуализировать образовательные программы (формы – индивидуальные задания, беседы, уровневые задания, командные соревнования, творческие рефераты, проекты, научно-исследовательские работ).

Диагностические технологии представлены в форме:

- мониторинга участия детей в учебном процессе (контроль текущей успеваемости, предметные тестирования, олимпиады, конкурсы);

- мониторинг участия детей в воспитательном процессе (контроль внеурочной деятельности, рейтинг успешности класса, портфолио выпускника);

- психологической диагностики (систематическое изучение учебной мотивации учащихся, различные психологические тесты);

- социолого-педагогическая диагностика (изучение наличия домашних условий учащихся, материального положения и состава семей);

- контроль и учет знаний школьников (проверка ЗУН: срез знаний, административные, промежуточная аттестация, итоговая аттестация);

- мониторинг техники чтения;

- диагностика определения обученности;

- мониторинг воспитательной работы классного руководителя;

- мониторинг физкультурно-оздоровительной деятельности.

 

 

Раздел 6. Показатели реализации образовательной программы.

 

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:

-проведение социологического исследования по удовлетворению образовательных потребностей учащихся и их родителей;

-внутришкольный контроль рациональности организации образовательного процесса, качественный анализ проведения предпрофильной подготовки, изучение перегрузки учащихся;

-комплексная и тематическая проверка качества образования, анализ и оценка на заседаниях при заместителе директора по учебно-воспитательной работе, директора, на заседаниях ШМО и методического совета, педагогического совета;

-мониторинг образовательного процесса по уровню качества, обученности, общественной активности (результат качества обучения, достижения обучающихся на различных уровнях);

-экспертная оценка уровня педагогической деятельности педагогов на уровне школьной, районной, республиканской комиссии;

-организация творческих отчетов, презентация достижений;

-поступление выпускников в учебные заведения.

 

                             Формы аттестации достижений учащихся.

В рамках настоящей образовательной программы в школе используются различные формы аттестации учебных результатов и достижений учащихся. Учет результативности обучения осуществляется традиционными формами оценки (текущая успеваемость, рубежный контроль, контрольные и тестовые работы, зачеты), организуемые в соответствии с календарно-тематическим планированием по предмету и по плану контроля и рководства администрации.

Ожидаемый результат учащихся также нетрадиционными методами оценки (олимпиады, конкурсы, игры, проекты, защита научно-исследовательских работ, научно-практическая конференция).

 

Система аттестации учащихся школы.

1 ступень

2 ступень

Определение обязательных результатов обучения

-текущая успеваемость учащихся, отражаемая в журнале;

-промежуточная аттестация и анализ ее результатов проводится в соответствии с тематическим планированием учителей;

-самостоятельные, лабораторные и практические работы;

-тестовые работы;

-работа по развитию речи;

Проверка техники чтения

Защита реферата

Зачет

Мониторинговые контрольные работы по основным предметам

Итоговая аттестация учащихся осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации учащихся

 

Итоговая аттестация за курс основной школы:

-обязательные экзамены в форме ЕГЭ;

-экзамены по выбору учащихся

 

Раздел 7. Программно- методическое обеспечение образовательной программы.

 

Программно- методическое обеспечение представлено образовательными программами, реализуемыми в школе на разных ступенях образования, учебно-методическими комплектами в соответствии с составленными программами:

Начальное образование – Школа России

Основное образование – типовые программы.

 

 

Приложения:

 

1.Учебный план начального звена (приложение №1)

2.Учебный план основного звена (приложение №2)

3.Годовой календарный график (приложение №3)

1.Перечень рабочих программ по предметам (приложение №4)

2.Перечень Учебников (приложение №5).

 

 

 

 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz